Фурута Орибэ 古田織部 (Орибэ – прозвище от титула Орибэ-но ками (начальник ткацкого управления министерства финансов), так же можно встретить производное Фуруори 古織, простое имя, для своих - Саскэ 左介, официальные имена: Кагэясу 景安, Сигэнари 重然, буддийское: 金甫宗屋禅人 Кинпо Сооку)
Он сделал себе имя не как прославленный генерал, хоть и прошёл достойно через многие сражения кровавой эпохи, а как лидер тихого мира чайной церемонии. Наиболее известен благодаря керамике Орибэ-яку, хотя неизвестно наверняка, был ли он их создателем, или они просто были «в его вкусе». Но чем глубже исторические раскопки, тем сильней корреляция.
дезигнер-вандал
Родился в 12й год Тэмбун (1543) в Мино, Мотосу, Ямагути. Отцом его был Фурута Сигэсада 重定, знаток чайной церемонии, позже был усыновлен дядей, Фурутой Сигэясу 重安.
Фуруты были вассалами клана Токи, сюго-даймё провинции Мино.
三引両 | 丸に地紙 |
В 1567, после захвата Мино Нобунагой наш герой поступил к нему на службу гонцом (цукайбан 使番), участвовал в походе на столицу и объединении Сэтцу, в 1569 женился на Сэн, младшей сестре Накагавы Киёхидэ, вассала Араки Мурасигэ.
Если верить Сакуме Нобухидэ, именно тогда и появилась у Фуруты тяга к эстетству: "по началу Орибэ глубоко ненавидел чайную церемонию, но Накагава завлёк его и он стал лучшим средь людей утонченного вкуса" 「織部は初めは茶の湯が大嫌いであったが、中川清秀にそそのかされて上々の数寄者になった」
Во время восстания Араки (1578) он действительно способствовал переходу бро-Накагавы на нобунажью сторону (упоминается в Синтё-коки, хронике Нобунаги)
Вместе с Накагавой принимает участие в битве при Тэнмоку-дзан (добивание Такэд) Его жалование составило 300кан.
В 1582 он познакомится с Сэн-но Рикю, впоследствии стал его учеником, одним из «семёрки Рикю».
После гибели Нобунаги Фурута присоединился к хидэёсевой армии в битве при Ямадзаки (и Киёхидэ не забыл сагитировать).
1583 осада замка Такигавы Кадзумасы Исэ-Камэяма. В битве при Сидзугатакэ погибает Накагава Киёхидэ, Фурута становится попечителем его сына. Вместе с ним принимает участие в битве при Комаки-Нагакутэ.
^«Фурута Орибэ». период Эдо. дерево, краски, золото. Храм Koshoji, Киото
1585 Хидэёси становится кампаку, Фурута получает пятый придворный ранг, становится даймё и «Орибэ»))).
Происходят какие-то тёрки с роднёй. и с Фурутами, и с Накагавами. Орибэ освобождается от роли попечителя.
Далее кампания на Кюсю, Одавара...
Как и Рикю, он был тесно связан с храмом Дайтоку-дзи, в 1599 получил буддийское имя Кинпо Сооку от дзэнского монаха Сюноку Сооку.
Прощание на реке Ёдо - Фурута Орибэ и Хосокава Тадаоки были единственными рискнувшими проводить опального Рикю.
Участвовал в походе на Корею; на Сэкигахаре сражался на стороне востока.
И где-то после этого стал распорядителем чайной церемонии у Токугавы Хидэтады и наиболее влиятельным чайным мастером в стране.
^追銘下ソギ. Тясяку Орибэ, особенно с чехлом - большая редкость.
Опасный человек, не считающийся с авторитетами, осквернитель ценностей – бил дорогущие чаши, чтобы придать им шарм несовершенства, резал бесценные свитки, для соответствия габаритам комнаты — такой "не умрёт своей смертью", предрекал Окоти Кимбэй.
В 1615 (после окончания Осакской кампании) Орибэ и его сын были обвинены в подготовке киотского мятежа против Токугав и одиннадцатого дня шестой луны (6 июля) совершили сэппуку (то ли по приказу, то ли даже без). Хотя как всегда есть версия, что они уползли)))
Дзисэй и последнее дурачество я честно не буду издеваться и кривопереводить
かくなる上は、さしたる申し開きはなし
Знаменитые ученики Орибэ: Кобори Энсю 小堀 遠州 (создатель кобори-энсю-рю, ландшафтный дизайнер итд) и Хонъами Коэцу (чрезвычайно разносторонний искусный мастер. Между прочим, сохранил жизнь стилю Орибэ, расшифровав и переписав «записки Орибэ» и другие письменные руководства).
Резиденция Фуруты «Орибэ Ясики» впоследствии стала киотским домом Тодо Такаторы (они были в дружеских отношениях, Такатора был увлечен созданием керамики Тодо-ига 藤堂伊賀 ).
^мимими-подсвечник
Чайный домик «Эннан» 燕庵, ласточкино гнездо?
Противоположность «Тайана» Рикю: большое количество окошек наполняет пространство светом, а места подчеркивают социальный статус посетителя.
Оригинальный чайный дом был создан Фурутой Орибэ в 1610 году, располагался на территории его особняка, после смерти создателя был перевезён в сад Ябуноути-рю в Киото. (основатель школы, Ябуноути Кэнтю 藪内剣仲 был женат на младшей сестре Орибэ) Здание погибло в пожаре 1788 года, но было воссоздано в 1831 году там же. сайт Ябуноути-Эннан
Ещё один такой же чайный домик был возведен японскими мастерами в 1988 к выставке «Япония, искусство чайной церемонии», проводившейся в Вашингтонской Национальной галерее искусств. Строительство финансировала газета Асахи симбун (что обошлось ей в 700 000$).
В 1989 домик был пересобран в городе Ньюпорт-Ньюс штата Виргиния (побратима города Нэягава, Осака) на территории Christopher Newport University. Но в 2005 университету стало не хватать территории, и чайный дом снова переехал – в парк Ньюпорт-Ньюса (одного из крупнейших муниципальных парков ШыША), где стоит и поныне. Посещение свободное)))) сайт Ньюпорт-Ньюс-Эннан
Плавно перетекая в ландшафтный дизайн)))
Дорожка нобэдан 延段, идущая в комплекте с чайным домом Эннан. Орибэ возможно первым в Японии использовал отёсанные гранитные камни в мощении. Впоследствии, его ученик Кобори Энсю активно применял этот приём. Кстати, любопытный обзор истории и композиции японских садов на русском.
Орибэ-доро 織部灯龍 – модель светильника дизайна Орибэ, также называемая Кириситан-доро キリシタン灯籠, христианским фонарём. Фигурка, вырезанная в основании, трактуется многими как Дева Мария (хотя официально это Кшитигарбха, Дзидзо, 地蔵菩薩 ), плюс если постараться, можно узреть =«IHS» - латинское Ihesus Hominum Salvator.
Полагают, что этот МАФ удобен для беспалевной христанской молитвы средь бела дня. И как следствие Фуруту подозревают в тайном христианстве, что далеко не факт, ибо сэппуку — совсем не по-христиански он вполне мог быть просто сочувствующим и сделать приятное друзьяшкам.
sasaki-kougyo.com/exterior/takegaki8.htm
Чёткого стандарта я не наблюдаю - может не быть статуи, может отсутствовать надпись...
Нечаянная находка: в тайге «Ацухимэ» Орибэ-доро с провокационной надписюкой засветился аж в самом сердце токугавьего гадюшника О__О. Чо дееться-то!
В Хёгэмоно, без буковок:
И под финал
тоже самое, но на юку
кинематографический балласт
1924 帝キネ | 潮田主水 | Бандо Хосё 阪東豊昇 | ? | о-ля-ля, единственный не виденный мной Орибэ *__* |
1978 | Золотые дни 黄金の日日 40 серия | Тодзава Юскэ 戸沢佑介 46 | стандартное «Прощание на реке Ёдо» | |
1987 | Dokuganryu masamune 独眼竜政宗 28 серия | Ириэ Масанори 入江正徳 60 | чайная посиделка у Рикю | |
1989 東宝 | Сэн-но Рикю Смерть мастера чайной церемонии 本覚坊遺文 千利休 | Като Го 加藤 剛 51 | они пили чай и умирали(с) одна из центральных фигур | |
1989 松竹 | Рикю 利休 | Араси Кэйси 嵐 圭史 49 | Чайные посиделки и прощанье на реке | |
1992 松竹 | Басара: Го-химэ 豪姫 | Накадай Тацуя 仲代達矢 60 | центральная фигура сюжета керамика и одуванчики. | |
2000 | Aoi: Tokugawa san dai 葵 徳川三代 31 серия | Ёда Эйскэ 依田英助 73 | Орибэ инкриминируют укрывательство Кунимацумару (сына Хидэёри) | |
2011 | Го: принцесса Сэнгоку 江 姫たちの戦国 24 серия | Фурусава Ивао 古澤巌 52 скрипач) | Рикю делает рекламу: "когда я вас покину, прошу, возьмите Орибэ" |